Часть 1. Часы Joker
Видео - интервью с Константином Чайкиным. Часы Joker. Часть 1
Текст интервью. Часть 1
Илья Некрасов: В прошлом году вы представили на Базеле часы Joker, и они взорвали часовой мир. В прошлом году я не был на Базеле, волею судьбы оказался в Швейцарии, гостил у своего друга. И он мне говорит: -Илья, а ты видел Joker?
Я говорю: - что такое Joker?
Он: Joker – это Чайкин.
Я говорю: – Покажи.
И он мне показал Joker. В этом году на BASELWORLD 2018 вы тоже привезли развитие часовой линии Joker. Я правильно понимаю? Можете мне рассказать о вашей новинке?
Константин Чайкин: В двух словах, тема настолько открытая и, на мой взгляд, определенно бесконечная, что можно ее развивать и дальше, и дальше, и дальше. То есть, как вы видите, первоначально в прошлом году, были показаны часы Joker в стальном корпусе, затем мы придумали благотворительный проект – это Clown, где 10% от выручки идет на благотворительность. И в конце прошлого года мы показали часы Куин. В тот момент это был определенный скетч. Часы, соответственно, тоже проданы. И вот среди тех моделей, которые вы видите, эти 4 модели - к сожалению, все номера зарезервированы и фактически все часы проданы. А последнюю модель до открытия выставки никто не видел. Для меня это тоже было определенным сюрпризом, поскольку проект мы начали со Свендом Андерсеном год назад, когда он подошел ко мне на выставке и предложил сделать совместную коллаборацию.
Илья Некрасов: То есть два независимых часовщика делают коллаборацию?
Константин Чайкин: Единственный пример среди членов Академии, когда был создан продукт, на котором стоит два имени. И часы сочетают в себе два механизма, то есть один – это, условно говоря, классический автоматон Свенда Андерсена, уже в игровой тематике Joker. С другой стороны можно увидеть циферблат Joker. Часы выполнены в золотом корпусе. Пока на данный момент нет информации, какое количество часов будет сделано. И после выставки мы со Свендом объявим, сколько штук мы их выпустим.
Илья Некрасов: Замечательная идея. Я тоже в первый раз в жизни слышу, что есть именно среди независимых часовых мастеров такая коллаборация, когда два имени на часах.
Часть 2. Что вдохновило на создание часов Joker
Видео - интервью с Константином Чайкиным. Об идее создания часов Joker
Текст интервью. Часть 2
Илья Некрасов: Возвращаясь к Joker, как к вам пришла идея, вы увидели эти часы во сне или вы увидели их наяву. Что вас вдохновило?
Константин Чайкин: Все, когда смотрят на эти часы или смотрят на ремешок, говорят – это слишком очевидно, чтобы это делать. Поэтому иногда нужно делать очевидные вещи. Давайте посмотрим на часы. Здесь с нижней стороны находится указатель фаз луны. Подобные часы с указателем, который развернут вверх ногами, я делал еще, на моей памяти, лет 10 назад. Были часы с иудейской тематикой, потом года 3-4 назад я делал конструктор. Ну и поскольку в какой-то момент пришла идея, то есть я уже понимал, что это улыбка, уже давно. И, начиная с каких-то мохнатых годов, мне говорили, что твои часы похожи чем-то, эта штука – на улыбку. В какой-то момент нужно было что-то яркое попробовать нарисовать, и я подумал добавить глаза. На самом деле сперва это были не счетчики часов и минут, а какие-то апертуры, в которых двигались цифры. Ну и потом все-таки потратил время, сел и порисовал, пришел к такой конструкции, в которой полностью отсутствуют стрелки, ну и в качестве стрелок используются два объемных диска, которые показывают часы и минуты и указатель фаз луны, поскольку это рот и язык.
Хотя путь от идеи, которая есть в голове, до финишного дизайна – он очень сложный, то есть я понимаю, что многие дизайнеры в принципе все тратят много времени на вылизывание каких-то простых вещей, наверное, сложнее это делать, когда ты работаешь со стрелочными часами, может быть. Стрелки – это не мой путь. В частности, с Джокером каждый релиз – это большая напряженная работа, потому что нужно сочетать между собой какие-то сложные пропорции, и доведение до результата часто не заканчивается на бумаге, то есть приходится делать прототип в металле, держать это все в руках, смотреть, видеть недостатки, потом переделывать еще раз в металле для того, чтобы получить тот результат, который всем нравится. Еще раз – то, что отличает большие бренды от нас, там сложная структура, там есть какой-то CEO, который, наверное, что-то приносит, есть кабинет дизайнеров, есть конструкторы, есть производство. Они сложно взаимосвязаны. У меня здесь немножко другая структура, поскольку ты фактически – единственный человек, который принимает решения и думает. То есть тебе нужно довести свой продукт, я лично про себя, до такого состояния, что ты сам хочешь его купить. Тебе он нравится, и когда он нравится, ты понимаешь, что ты готов показать это людям, ты уже, условно говоря, делаешь фотосессию и делаешь конечный продукт.
Илья Некрасов: Очень жесткий критерий.
Константин Чайкин: У всех немножко по-разному это происходит, но опять же, претензии в жизни растут, и чем ты становишься старше, не с точки зрения возраста, а с точки зрения пройденного опыта, у тебя критичность к своим вещам растет и, соответственно, чем старше – продукт становится все более взрослым, более выверенным, качественным со всех точек зрения. И его создавать сложнее, потому что у тебя каждый раз, каждый виток создания новых часов, больше критики к самому себе, поэтому все вкуснее, лучше и лучше и лучше.
Часть 3. Об Академии независимых часовщиков
Видео - интервью с президентом Академии независимых часовщиков Константином Чайкиным. Часть 3
Текст интервью. Часть 3
Илья Некрасов: Друзья, добрый день. Сегодня мы в гостях у Константина Чайкина. Имя Константина Чайкина связано с международной Академией независимых часовщиков, потому что часы, passion к часам – это нечто, что не имеет национальной принадлежности. Константин, не могли бы вы немного рассказать про Академию, вы – ее президент. Что это?
Константин Чайкин: Академия на сегодняшний день является неким домом для большого количества независимых мастеров. Сейчас в Академии больше 35 членов и около 8 кандидатов, кто создает собственные часы. Она объединяет людей, которые занимаются созданием собственных часов, собственных сложных часовых механизмов, являясь фактически фронтом часовой отрасли, который показывает тенденции, тенденции создания сложных механизмов, необычных идей, необычных часов. И задача Академии – это поддержка, помощь с организацией выставок для членов Академии. И соответственно внутри Академии существует определенный обмен информацией, обмен какими-то техническими новинками. И, собственно, объединение разных членов делает их жизнь, непростую жизнь независимых часовщиков гораздо проще. Поскольку, когда существуют большие бренды, у них есть серьезные большие бюджеты для promotion для своих марок, у них есть серьезные производственные мощности. А независимые часовщики, несмотря на свою креативность, к сожалению, во-первых, создают небольшое количество часов, во-вторых, делают практически это все своими руками и, соответственно, у них по простой физической возможности нет таких возможностей для продвижения, которые есть у больших брендов. Даже сравнивать эти вещи нельзя. Поскольку, для примера, тот же самый Patek производит 50 000 часов в год. Часовой мастер, который находится здесь на стенде, 10-20 часов в год.
Илья Некрасов: Возможно одни?
Константин Чайкин: Да, возможно одни за несколько лет.
Часть 4
Видео - интервью президента Академии независимых часовщиков Константина Чайкина часовому эксперту Илье Некрасову
Текст интервью. Часть 4
Илья Некрасов: Вы же единственный россиянин в Академии?
Константин Чайкин: Да, пока единственный представитель России.
Илья Некрасов: В России, в СССР были свои традиции часового искусства. Есть мнение, что, конечно, все это когда-то было вывезено из Германии и так далее. Но это было давно. Видите ли вы что-то русское в том, как вы интерпретируете часовой механизм, как вы создаете оформление? Или эстетика не имеет, как мы уже сказали, границ и национальных характеристик?
Константин Чайкин: Если вы посмотрели на мои коллекции, у меня нет, за редким исключением, например, часов Пасхалия, которые я периодически создаю, каких-то точек, которые имеют определенную национальную принадлежность. В основном, мне кажется, здесь определенный космополитизм, поскольку для того, чтобы создавать что-то новое, нужно опираться не только на те традиции, которые были в Советском Союзе. Часовое дело живет уже не одну сотню лет и, соответственно для того, чтобы создавать какие-то прекрасные вещи, естественно, я смотрю по сторонам и за пределами границ России, за пределами культурных границ России. Поэтому я бы не сказал, что в моих часах можно найти какую-то национальную принадлежность. Конечно, нет. Другое дело, что я стараюсь делать вещи лучшие, лучшие на мой взгляд, чем то, что делается в мире. Но вопрос оценки – это уже, наверное, не ко мне, а к тем, кто готов оценивать все эти вещи.
Часть 5. О состоянии часовой отрасли
Видео - интервью с Константином Чайкиным. О состоянии часовой отрасли
Текст интервью. Часть 5
Илья Некрасов: Что вы думаете про часовую отрасль? Часто слышим, особенно если открыть какие-то зарубежные публикации, там посыпают голову пеплом: у нас огромные проблемы в отрасли, мы видим то, что этот BASELWORLD с точки зрения павильонов, посетителей, стал меньше. С другой стороны, я посмотрел статистику, она касается швейцарцев, потому что швейцарцы публикуют ее, наблюдается устойчивый рост уже пятый или шестой месяц. Но это цифра. Мы, русские люди, знаем, что бумага все стерпит. Какое ваше ощущение, в каком сейчас состоянии часовая отрасль?
Константин Чайкин: Скажем, когда ты смотришь по сторонам на свой стенд, ты не видишь кризис, у тебя все хорошо, потому что у нас здесь всегда много народа, большая тусовка, поскольку если посмотреть вокруг по другим стендам, там нет людей. Здесь всегда шумно, весело и много людей.
Но если говорить про общие тенденции, конечно, в определенной перспективе, 10-20 лет, рынок все равно будет сжиматься. Появляется новое поколение людей, которому не нужны средства для демонстрации своего статуса, то остаются, наверное, вещи, которые тебе нравятся. То есть я могу себя в пример привести. Раньше все часы, которые у меня покупали, это были десятые, двадцатые, далеко не первые часы. Сейчас появляются люди, которые покупают мои часы первыми. У меня был выбор между Rolex и Чайкиным, и я выбрал Чайкина.
Я думаю, что наше дело, именно независимых мастеров, оно никогда не умрет, поскольку это очень нишевый продукт, который кастомизирован под небольшое количество людей, условно говоря, тех, которым не нужны статус, не нужны аксессуары, а нужны просто какие-то эмоции. Он посмотрел – ему в кайф, он видит это со стороны, он это покупает.
Илья Некрасов: Ваш оптимизм – он в ваших часах, и он свой. Большое спасибо за ваше время, за то, что открыто поделились своими мыслями. Разрешите пожелать вам дальнейших и огромных творческих успехов. Спасибо.
Константин Чайкин: Спасибо.
Илья Некрасов: Илья Некрасов. Специально для КОНСУЛ. Константин Чайкин.
Константин Чайкин: Константин Чайкин. Специально для КОНСУЛ. На выставке BASELWORLD 2018.
Рассказ о нашем увлекательном путешествии в Базель продолжается! Впереди ещё много интересного — вы увидите великолепные новинки часовой индустрии и услышите эксклюзивные мнения первых лиц этого бизнеса. Следите за обновлениями на сайте КОНСУЛ!